Category:

150 лет назад в Белгород прибыл первый поезд

Заметка, указывающая на точную дату события была опубликована в еженедельном журнале Всемирная иллюстрация №19, от 3 мая 1869 [3].

Так, 14 апреля 1869 года было положено начало железнодорожному сообщению на участке от Курска до Белгорода Курско-Харьково-Азовской железной дороги.

Какое впечатление произвело прибытие поезда поможет представить моя следующая публикация, а сейчас для полноты картины я бы хотел немного остановиться на истории строительства.

Изначально концессию на постройку Курско-Харьково-Азовской дороги получил Граф Баранов в 1866 году. Однако, стоимость ее строительства по окончанию изысканий была довольно высока (84037 руб за версту) и концессия впоследствии была аннулирована. В 1867 году более выгодное предложение поступило от товарищества «Мормонта и Грегори» и Харьковского земства, понижающие стоимость за версту до 73000 руб, но и оно было приостановлено «до соображения Министрами Путей сообщений и Финансовых средств и времени ее осуществления»[1].

Рассматривался так же вариант постройки дороги от Курска до Харькова за государственный счет. Надо отметить, что Московско-Курская дорога, открытая к движению во второй половине 1868 году, была полностью в собственности государства.

Годом позже было подано еще несколько ходатайств о предоставлении возможности постройки железной дороги, в результате чего Министерство составило общие условия подряда и пригласило всех заинтересованных принять участие в «тендере» и огласить свои предложения 5 января 1968 года.

Соискателями явились «Товарищество Казакова и Губонина» с двумя предложениями, 47780 руб и 49652 руб за версту (существенно ниже предыдущих соискателей), и рязанский купец 1-ой гильдии Самуил Поляков с весьма интересными условиями, которые впоследствии и были приняты.

Предложение Полякова заключалось в том, что он рассчитывал на государственную поддержку в размере 9 млн руб только для строительства участка от Курска до Харькова (что по стоимости за версту составляет 39137 руб), при этом Поляков обязывался построить оставшиеся 533 версты до Азовского моря без помощи государства, но с возможностью привлекать заемный капитал за счет выпуска облигации через «Общество Курско-Харьково-Азовской железной дороги» в пользовании которого бы на условиях концессии и находилась дорога последующие 85 лет.  Субсидию в 9 млн рублей Поляков обязывался вернуть государству по факту образования общества и привлечения заемного капитала с начисленными 5% годовых.

Облигация номиналом в 500 марок, выпущенная обществом Курско-Харьково-Азовской железной дороги в 1889 г.
Облигация номиналом в 500 марок, выпущенная обществом Курско-Харьково-Азовской железной дороги в 1889 г.

Кроме этого, условия Полякова были привлекательны по срокам. Так участок до Харькова Поляков обещал открыть к 1 августа 1869 года, а оставшийся участок до Азовского моря в течении двух лет со дня получения концессии. При этом работы по всей протяженности дороги должны были начаться одновременно (строительство второго участка должно было идти на собственные средства заявителя).

Такое предложение для государства было весьма привлекательным и 1 марта 1868 года, были заключены договоры на постройку обоих участков дороги [2].

Из сборника сведений о железных дорогах в России, 1872, отд. I, № IV.
Из сборника сведений о железных дорогах в России, 1872, отд. I, № IV.

20 апреля была учереждена правительственная инспекция для наблюдения за ходом работ [2]. Строительство дороги началось в мае 1868 года под руководством главного инженера М.А. Данилова. Оба участка были открыты ранее запланированного срока — пассажирское движение от Курска до Харькова было открыто 6 июля 1869 года, а 23 декабря 1869 года на остальной части дороги.

Устав акционерного общества был учережден 7 ноября 1869 года, лишь за месяц до окончания работ по второму участку [2]. Задрежка была вызвана трениями, связанными с конкурентной строной вопроса образования акционерного общества, которые разрешились в пользу Полякова. Подробнее об этом можно узнать из воспоминаний барона А.И. Дельвига [5].

Для полноты картины, надо заметить, что 10 днями ранее, 4 апреля первый поезд пришел на станцию Крюково(?) в 25 верстах от Белгорода.

Из журнала Всемирная иллюстрация №16, от 12 апреля 1869
Из журнала Всемирная иллюстрация №16, от 12 апреля 1869

Ожидания Белгородцев встретить первый поезд до Пасхи оправдались — первый рабочий поезд прибыл в Белгород 14 аперля 1869 года.

Источники:

  1. Верховской В.М. «Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно. Вып. 1-2», Санкт-Петербург, 1898. (онлайн версия)
  2. Сборник сведений о железных дорогах в России Высочайшие повеления, указы Правительствующего сената, министерские постановления и другие официальные документы по железным дорогам; Отд. 2. Разные сведения о железных дорогах (1868-1869), 1872 (онлайн версия)
  3. Всемирная иллюстрация №19, от 3 мая 1869 (онлайн версия)
  4. Всемирная иллюстрация №16, от 12 апреля 1869 (онлайн версия)
  5. Мои воспоминания: Т. 1-4 / Бар. А.И. Дельвиг; Предисл.: хранитель Г. Георгиевский (в 1 и 4 т.) Т. 4. 1867-1876, 1913 (онлайн версия)

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.